ИГРЫ
Профориентационная игра «Пришельцы»
Цель игры
Помочь подростку в осознании труда как человеческой и общественной ценности. Время проведения- 45 минут.
Основные этапы
1. По желанию из класса выбираются 2 - 3 человека, которые будут гостями с дальней планеты, неожиданно оказавшимися в данном городе и в данной школе. Предполагается, что из-за технических трудностей время пребывания на Земле ограничено 15 минутами. На срочно созванной пресс-конференции необходимо за это короткое время, как можно лучше познакомиться с неизвестной цивилизацией, в живом контакте постараться понять друг друга.
Гостям будет предоставлено короткое слово, где они сообщат главные сведения о своей планете, уровне развития культуры и производства, а также об основных занятиях ее жителей. После этого журналисты (остальная часть класса) постараются задать наиболее важные вопросы.
В течение 3 - 4 минут пришельцы готовятся в коридоре (думают, что им рассказать о своей цивилизации, а может, даже и думают о своем внешнем виде, который можно было бы изобразить на доске). Ведущий объясняет остальным участникам (журналистам в классе), как надо вести себя на конференции. В частности, каждый журналист должен придумать, какой информационный орган он представляет, и перед тем как задавать вопрос, обязательно сказать об этом (данное условие дисциплинирует участников игры и делает ее более солидной, т.е. более похожей на настоящую пресс-конференцию). Естественно, вопросы должны быть краткими и понятными. Сами вопросы могут относиться к разным сторонам жизни, но задаваться в тактичной и вежливой форме.
2. Далее в класс приглашаются инопланетяне, и сразу начинается сама игра: сначала гости кратко (в течение 3-5 минут) делают свое сообщение, а затем отвечают на вопросы журналистов.
В ходе игры может возникнуть опасность перерастания игрового конфликта в межличностный. Например, если журналистам вдруг не понравится образ жизни чужой цивилизации. Если это потребительское общество (потребительский рай, царство наслаждений и т.п.), то в адрес гостей нередко могут отпускаться язвительные реплики, типа дегенераты, идиоты, свиньи... При таком развитии игры ведущий не должен радоваться «сознательности» класса и, тем более поощрять участников, иначе неизбежны настоящие (неигровые) обиды. Психолог может извиниться перед пришельцами за недостаточную дипломатичность отдельных представителей прессы»и предложить участникам игры вести себя более солидно.
Профориентационная игра «Три судьбы»
Цель игры
Помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.)
Время проведения - 3 0 — 4 5 минут.
Основные этапы
1. Вначале, еще до объявления названия игры, необходимо выбрать трех добровольцев на главные роли. (Может оказаться, что желающие не объявятся даже тогда, когда по многим признакам видно, что учащиеся хотят поиграть. Есть простые приемы, позволяющие решить эту проблему. Например, ведущий может просто сказать, что если через 5 секунд добровольцев не будет, то игры не получится, и придется заняться чем-то другим. Обычно на последней секунде появляются желающие.)
Инструкция
Представьте, что дело происходит в школе будущего, где-то в середине дующего столетия. К нам на диспут о смысле жизни приглашены три уважаемых человека-ветерана, каждый из которых в конце 90-х годов XX стол закончил среднюю школу, а затем прожил интересную жизнь, дотянув до нашего времени. Каждому из приглашенных где-то около 70 лет.
Но гости наши необычные: мы решили пригласить разных по своим жизненным ориентациям людей.
Первый - это труженик, уверенный, что только в честном труде заключается настоящее счастье.
Второй?- выдающийся лентяй, считающий, что работать должны только дураки.
Третий - удивительная бездарность, убежденная, что высшее счастье - заниматься таким делом и сидеть на таких постах, которым он явно не соответствует (и пусть перед тобой трепещут более умные и более достойные...).
Игровое упражнение «Профессия на букву»
Цель упражнения- расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях. Время проведения - 5 — 1 5 минут .
Основные этапы
(Упражнение проводится в круге.)
Инструкций
Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача - показать, что м знаем много профессий, начинающихся на эту букву, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной про сии на данную букву.
1. Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется незнакомая большинству участников профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь. Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа, и ход передается следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).
При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно правильных) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Учащимся важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Ведущему желательно, больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет быть увлекательной для участников. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии (буквы: м, н, о), постепенно предлагая участникам более сложные буквы (ч, ц, я).
Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях. К нашему удивлению, даже несмотря на всю простоту и кажущуюся примитивность данного упражнения, проходит оно обычно достаточно интересно.
Игра «Профконсультация»
Цель игры- планирование учащимися профессиональной и жизненной перспективы с помощью сверстников под наблюдением со стороны психолога. Время проведения - 1,5-2 часа.
Первый вариант игры с микрогруппой (3—4 человека)
Основные этапы
1. Ведущий предлагает группе разыграть ситуацию, где один-два «консультанта» беседуют с «учащимся» и его «родителем» по поводу дальнейшей судьбы «ребенка», после окончания школы. Соответственно, участники распределяют роли. Но ведущий при этом заявляет, что в ходе игры каждый должен побывать в роли «ученика». При этом каждый такой «ученик» может представить свою реальную ситуацию, но может сыграть и воображаемого ученика, вплоть до изображения представителя противоположного пола (мальчик играет свою сверстницу или наоборот). Заметим, что в данной игре важна не столько реальная конкретная помощь, сколько само формирование готовности анализировать различные ситуации профессионального выбора.
Поскольку подростки не сразу выходят на серьезный, деловой уровень разговора, и нередко высказывают не совсем удачные мнения и рекомендации, то у ведущего на данном этапе игры появляется соблазн вмешаться и подсказать, как надо правильно консультировать. Важно сдержать эти порывы, поскольку школьники и сами быстро понимают, что по-настоящему консультировать довольно сложно.
Вмешательства ведущего оправданы в следующих случаях:
- игровой конфликт перерастает в реальный, межличностный;
- кто-либо из игроков (особенно игрок в роли «профконсультанта») уверенно говорит совершенно неправильные вещи, а другие искренне с ним соглашаются;
Карточная игра «Страшный суд»
Цель игры- формирование у самоопределяющегося подростка готовности соотносить свои возможности с различными профессиональными и жизненными целями.
Общее описание игры
Игрокам раздаются карточки с игровыми возможностями. После этого разыгрываются различные жизненные события, связанные с определенными возрастными этапами (с дошкольного детства до старости). Достижение каждого события достается самому достойному, но не только тому, у кого наиболее подходящие для этого возможности, но и тому, кто смог наиболее умело их использовать. Игра обычно проходит эмоционально и даже с обидами участников за нереализованные возможности, поэтому в ходе игры участники по определенным правилам могут помогать друг другу.
По выигранным событиям выявляются более глобальные жизненные цели участников игры. И уже после завершения игровой жизни (на этапе «вечности») определяется, насколько удалась такая жизнь, т.е. кто какую память о себе оставил своим потомкам.
Заметим, что первоначально игра называлась «Друзья-товарищи», но потом сами подростки предложили назвать ее «Страшный Суд » -подводятся итоги всей жизни.
Важнейший активизирующий момент игры - совместное (коллективное, групповое) определение правильности ходов, а главное - возможность каждого игрока спорить с группой, отстаивая правильность своего хода. При этом если спор удачный (игрок убеждает в правильности хода большинство своих товарищей), то он получает определенные выигрыши, но если спор неудачный - жестоко расплачивается за неудачу. Таким образом, игровой спор - это не только возможность попытаться публично обосновать свои выборы, но и нести определенную ответственность за ошибки.
В итоге получается, что не психолог-консультант рассказывает детям о том, как надо совершать важные жизненные выборы, а сами участники игры пытаются объяснить это друг другу и даже обосновать свою позицию (в игровом споре). Таков главный замысел игры «Страшный суд».
Карточная игра «Человек-судьба-черт»
Цель игры- моделирование жизненной и профессиональной перспективы учащегося.
Время проведения- от 1 часа 30 минут до 2 часов.
Подготовительный этап
(Эту игру целесообразно проводить со старшеклассниками уже после того, как они определят с помощью других методик свои основные профессиональные планы.)
Профконсультант и клиент сидят рядом за обычным столом.
На подготовительном этапе психолог знакомит клиента с общей идеей данной методики (попытка «разыграть» предстоящую жизнь и посмотреть, что из этого получится) и предлагает ему самому отобрать для игры необходимые карточки. На этапе отбора карточек психологу не следует задавать клиенту много уточняющих вопросов, хотя совершаемые клиентом выборы очень к этому располагают. Если начать сразу же обсуждать эти выборы, то времени на саму игру просто не останется.
Первая группа карточек цели жизни (см. Перечень карточек «целей» к игре «Человек-судьба-черт», рисунок «Пример карточки «целей» к игре «Человек-судьба-черт»), Клиент переворачивает каждую карточку той стороной, на которой записана наиболее желаемая для него цель и, в итоге, отбирает 5 — 7 наиболее значимых для себя жизненных целей, к которым он будет стремиться в ходе игры. Карточки с отобранными целями отодвигаются к краю стола.
Методика «Профконсультационные перечни»
Цель методики- технологизировать процесс индивидуальной профконсультации, используя для этого специальную систему подсказок для консультанта и клиента в виде «перечней» совместно обсуждаемых и выбираемых объектов (различных характеристик профессии, факторов выбора и т.п.). В основе данной методики лежит развернутая схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП).
Время проведения в полном варианте методика может занять несколько консультаций (по 1,5-2 часа каждая), в упрощенном и сокращенном варианте - возможно провести ее за одну консультацию (при условии, что клиент хотя бы частично уже решил для себя какие-то проблемы, связанные, например, с выбором профессии и места работы).Общая схема работы
1. Знакомство с клиентом и установление эмоционально-доверительного контакта. Для этого можно:
- поинтересоваться, каковы ожидания клиента от консультации;
- спросить его об имеющихся намерениях;
- спросить о проблемах и трудностях, которые могли бы помещать в реализации этих намерений и т.п.
- спросить о том, что клиент самостоятельно уже пытался сделать для решения своих профориентационных проблем;
- самому профконсультанту быть при этом приветливым и вести себя естественно.
2. Уточнение проблемы клиента. Для этого может быть использован перечень возможных проблем (см. Перечень 1. Возможные проблемы).Сначала можно просто спросить клиента о проблемах, и если он четко сформулирует и кратко обоснует свое видение проблемы, то перечень можно и не использовать. Естественно, данный перечень может быть дополнен и модифицирован в ходе работы с конкретным клиентом (перечень - это лишь «подсказка», предполагающая импровизацию психолога и клиента).
На этом этапе уже можно обсудить и некоторые пути решения проблем, но уже без перечня, а просто на уровне совместных с клиентом рассуждений. Все это позволяет уже на первых этапах консультации совместно сформулировать основные проблемы клиента и определить цели и последовательность дальнейшей работы над этими проблемами.
Профессьянс «Кто? Что? Где?»
Цель методики- определение наиболее привлекательных для учащихся профессий, построение консультируемым «образа себя» как будущего профессионала. Время проведения- 1 час.
Предварительная подготовка
Данная методика включает 84 карточки, разбитые на три группы:
1) 27 карточек «профессионально важных качеств» (ПВК) ;
2) 27 карточек типичных трудовых действий (см. Перечень карточек трудовых действий - «что делать» («Ч») и рисунок карточки);
3) 27 карточек типичных организаций (мест работы) (см. Перечень карточек возможных мест работы - «где работать» («Г» )и рисунок кар точки).
На отдельной карточке можно представить схему раскладывания данного «профессьянса» на столе.
Размер карточек: 6 на 9 см.
Для удобства работы можно приготовить три отдельных листа (примерно 9 на 12 см.), на которых в виде перечней выписываются ПВК, трудовые действия и места работы. Эти перечни могут значительно облегчить поиск карточек в ходе корректировок и замен в процессе работы.