Мерапрыемства па прафарыентацыі
Беседа для старшеклассников
«Лабиринт профессий»
подготовила и провела Дудко Марина Анатольевна, классный руководитель 10 класс
Работа избавляет нас
от трех великих зол:
скуки, порока, нужды.
<cite>Вольтер</cite>
Цели: расширить представление подростков о различных профессиях, сформировать позитивное отношение к труду, побудить учащихся к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Форма проведения: час общения.
Вступление:
Пройдет совсем немного времени, и вам, дорогие ребята, придется выбирать свои путь в жизни. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Чтобы найти любимую работу нужно, прежде всего, хорошо знать, какие работы вообще есть на свете.
В мире насчитывается более 40 тысяч профессий. Но и эта огромная цифра далека от определённости. И не только потому, что жизнь не стоит на месте и всё время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются, но ещё и потому, что люди до сих пор не договорились между собой о том, что считать отдельной профессией или специальностью, а что просто разновидностью той или другой работы.
Море профессий необозримо. Об этом наш сегодняшний разговор.
Все профессии, как известно, принято подразделять на 5 категорий в зависимости от типа взаимоотношений человека и объекта действия:
«человек-природа», «человек-человек», «человек-техника», «человек - художественный образ» и «человек - знаковая система». Всё это вы изучали на факультативе «Моё профессиональное будущее» в 9 классе. Сегодня мы немного поиграем и вам нужно будет применить свои знания. Итак, мы начинаем.
Игра: ПРОФСЛОВАРЬ
Я предлагаю вам определить, к каким профессиям относятся те группы слов, которые я вам буду сейчас зачитывать.
w Рисунок, проект, план, город, гармония, конструкция, строительство, здания, памятники. (Архитектор).
w Ткань, лекало, костюм, ножницы, ателье. (Портной).
w Книга, фонд, знания, эрудиция, тишина, каталоги, читатели. (Библиотекарь)
w Новости, современность, оперативность, факты, редакция.
(Корреспондент, журналист)
w Земля, природа, теплица, сад. сорта, растения, уход. плоды, удобрения. (Агроном)
w Изучение, описание, местность, карты, масштабы, штатив, съёмка, экспедиции, глазомер. (Топограф)
w Врач, лечащий глаза (Окулист)
w Художник, оформитель сцены (Декоратор)
w Юрист, оказывающий юридическую помощь гражданам и
организациям (Адвокат)
w Мастер, изготовляющий из деревянных планок крупную посуду (Бондарь)
w Первоначальное значение слова «врач» (Заговаривающий болезнь)
w Буквальное значение слова «прапорщик» (Знаменосец)
w Буквальное значение слова «художник» (С умелыми руками)
w Аптечный работник с высшим образованием (Провизор)
w Александр Розенбаум по профессии… (Врач)
w Он работает, не ударив палец о палец (Натурщик)
Узнать по описанию:
1. В четвёртом сне Веры Павловны из романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?» предстала жизнь людей в светлом и счастливом будущем.
Жили эти люди во дворцах из металла и стекла. Веру Павловну поразили эти дворцы и огромные широкие окна, обилие стекла и хрусталя.
Во времена Чернышевского о таких дворцах можно только было мечтать.
А сейчас многие общественные здания кажутся нам пришедшими из сна Веры Павловны, так как в их конструкции большую долю занимают стёкла. Большие окна создают ощущение простора, праздника, радости. И эту работу для нас делают люди «хрупкой» профессии. (Стекольщик)
2. Специалисты подсчитали: в среднем на каждых четырёх человек планеты Земля приходится по корове. Корова кормила человечество на самых ранних этапах его развития и будет кормить дальше, ведь состав молока представляет собой такое удачное сочетание элементов, которое почти невозможно подобрать искусственным путём.
Труженики данной профессии как раз и заняты «добычей» этого ценного продукта питания. (Доярка)
3. В настоящее время в России эта профессия завоевала особую популярность. В отличие от европейских стран, у нас данную профессию получить совсем несложно. А вот во Франции, например, желающий овладеть этой профессией подвергается серьёзному экзамену.
Одним из главных этапов экзамена являются психологические испытания.
Их задача - установить личные качества испытуемого: степень активности, умение сохранить самообладание и хладнокровие. Путём перекрёстных опросов выясняется его воспитанность, обходительность и т.д.
Кандидаты пишут обязательное сочинение о своей будущей профессии, по которому экзаменаторы судят об умственных способностях экзаменуемого, уровню его духовной культуры. Последняя подсказка: представитель этой профессии имеет дело с ценностями, деньгами, клиентами. (Продавец)
4. Имена этих выдающихся людей известны многим. По ним вы определите, о какой профессии идёт речь: Константин Дмитриевич Ушинский, Василий Александрович Сухомлинский, Иоганн Песталоцци, Ян Каменский, Антон Семёнович Макаренко. (Педагог, учитель)
5. Люди этой профессии первыми прибывают на место преступления, они всё знают об отпечатках пальцев и о почерке человека. Любой специалист этой профессии знает, что у мужчин длина шага 65-90 см., а у женщин и стариков 50-70 см., а если длина шага метр и больше, значит, человек бежит. (Криминалист)
6. В переводе с английского эта профессия указывает на проектирование, создание промышленных изделий. Человек этой профессии должен быть технически подготовлен и иметь развитый художественный вкус.
Но это не самое главное. Главное в том, что представитель данной профессии должен относиться к миру вещей как преобразователь.
В настоящее время более известен английский вариант названия этой профессии. У нас такого человека называют художник-конструктор. (Дизайнер)
7. Специалисты в этой области занимаются изучением энергетических загрязнений биосферы, проводят различные экспертизы, занимаются проблемами ликвидации и переработки отходов и т.п. (Эколог)
-Молодцы ребята. Справились с заданием. А сейчас мы поговорим о профессиях, которые связаны с техникой. И первая профессия в этом ряду-инженер.
-Ребята, сегодня к нам пришли гости. Это наши шефы из Республиканского унитарного предприятия «Калинковичский центр стандартизации, метрологии и сертификации», и они нам расскажут о профессиях, которые востребованы у них и где можно получить эти профессии.
Гости рассказали о профессии инженера по стандартизации, метрологии и сертификации. В конце шефы раздали учащимся буклеты для абитуриентов в различные учебные заведения.
- И в заключении ребята, давайте узнаем, какая профессия для вас ближе. А для этого проведем тест.
Тест
«Кем быть?»
· Знания лучше всего запоминаются…
а/ после чтения учебника;
б/ после объяснений учителя;
в/ на собственном опыте;
г/ когда они наглядные: есть картинки или фильмы.
· У вас есть немного свободного времени, чем его занять?
а/ почитать книгу или журнал;
б/ поболтать по телефону;
в/ начать что-нибудь мастерить;
г/ порисовать или просто помечтать.
· Каких уроков в школе должно быть больше?
а/ русского и иностранных языков;
б/ необычных, каких нигде нет;
в/ математики, истории;
г/ природоведения, труда.
А каких уроков должно быть меньше?
а/ физкультуры;
б/ математики;
в/ русского языка;
г/ скучных, где не надо фантазировать.
· Вы пригласили одноклассницу в гости, но она не знает дороги. Вы…
а/ подробно напишите ей, как пройти или проехать;
б/ не только напишите, но и покажете в лицах;
в/ нарисуете подробный план проезда;
г/ встретитесь с ней и проводите к себе домой.
· Какой кружок вы посещаете или хотели бы посещать?
а/ в литературный, где можно сочинять и обсуждать книги;
б/ в музыкальную школу или хор;
в/ в такой, где можно что-нибудь мастерить;
г/ ф художественную школу.
Теперь посчитайте, каких букв получилось больше, и узнайте, какая профессия вам подойдёт.
А - Вы - человек слова. Вы любите читать и легко запоминаете прочитанное, но объяснения учителя вам обязательно нужно записывать, иначе вы их забудете. Вы сможете стать писателем, врачом, учёным, телеведущим, журналистом, переводчиком.
Б - Вы - человек звука. Большие фантазёры, вы наверняка любите слушать музыку, чтение вслух. У вас отличная память, но вам легче запомнить то, что сказали, чем то, что записано на бумаге.
Из вас выйдут хорошие актёры, музыканты, учителя, адвокаты и даже политики.
В - Вы - человек знака. Вы любите изобретать, мастерить, а в раннем детстве переломали немало игрушек, что бы узнать, как они устроены.
Вы обожаете приключения, детективы, фэнтези. Из вас получится инженер, архитектор, исследователь, переводчик.
Г - Вы - человек цвета и образа. Прирождённые художники, вы научились держать карандаш раньше, чем ложку, и рисовали на всём, что попадалось под руку. У вас хорошая зрительная память, вы способны помнить многие вещи в деталях. Вы можете стать художником, модельером, парикмахером, следователем, писателем, искусствоведом.
-Ну вот и подошло наше мероприятие к концу. Я надеюсь, что вы узнали много интересного и полезного и это поможет вам определиться с профессией в будущем.
Использованная литература:
1. Мир профессий: Человек-техника.- М.: Молодая гвардия, 1988.
2. Мир профессий: Человек- художественный образ.- М.: Молодая гвардия,1988.
3. Шанский Н., Боброва Т. Школьный этимологический словарь
русского языка: Значение и происхождение.- М.: 1997.